Мартин Стяссны: «ЕГК вышел на новый уровень»
В том, что местом проведения юбилейного 60-го Полиметалл Европейского Го конгресса стал Санкт-Петербург, есть большая заслуга президента Европейской федерации Го Мартина Стяссны, который на каждом этапе организации очень поддерживал своих российских коллег. О том, почему было важно провести ЕГК-2016 именно в России, где будут проходить Го-конгрессы в ближайшие три года, и о многом другом Мартин рассказал корреспонденту РФГ.
– Мартин, поделитесь своими впечатлениями от ЕГК-2016. Как вы оцениваете уровень организации, какие моменты особенно запомнились?
- Впечатления самые позитивные. Я получил много отзывов от участников, люди очень довольны и организацией, и сервисом, и местом проведения конгресса. Центр города, исторические места, магазины, музеи – все рядом. Особенно впечатляет зал на 18-м этаже, откуда открывается восхитительный вид на город: никогда еще наши турниры не проводились в таком месте! Хотелось бы отметить людей, чья ежедневная работа остается за кулисами, но ее результаты вполне ощутимы — организация сеансов одновременной игры, трансляции, пресс-центр, стойка информации. Все работает слаженно, и мы очень довольны.
И, конечно, не могу не упомянуть церемонию открытия ЕГК. Я был настолько потрясен увиденным, что сначала даже слов не нашел, когда вышел на сцену. Сама церемония, прекрасная еда на банкете, музыка, культурные элементы представления — все было сделано на беспрецедентно высоком уровне, который задал новую планку для европейских чемпионатов. Я присутствовал на нескольких подобных мероприятиях в Китае, поэтому я могу уверенно заявить, что это не просто не хуже, а в чем-то даже и лучше, чем у них.
– Не секрет, что, когда обсуждался вопрос о проведении Го-конгресса в России, были противники такой идеи. Как вы считаете, эти люди изменили свое мнение?
- Люди, которые присутствуют здесь, убеждены, что те, кто не приехал, очень многое потеряли. Я тоже так считаю. И могу сказать, что те противники проведения Го-конгресса в России, которые приехали сюда, бесспорно, изменили свое мнение.
– Вы, насколько мне известно, выступали за Россию. Как вы убедили своих коллег, что Европейский Го-конгресс нужно проводить в Санкт-Петербурге?
- Ключевым аргументом было наличие сильного спонсора — компании «Полиметалл». В 2003 году мы проводили Го-конгресс рядом с Петергофом, и это сильно отличалось от того, что мы делаем сейчас: чемпионат с весьма скромным бюджетом проходил на территории университета. Теперь же у Российской федерации Го есть спонсор, который готов взять на себя организацию масштабного мероприятия международного уровня. Это беспрецедентный для европейских стран опыт — как известно, крупные спонсоры игры Го есть только в Азии. У меня не было сомнений и в качестве организации: я много лет работаю с Натальей Ковалевой (прим. ред.: член исполкома Европейской федерации Го – прим. ред.) и уверен в ее организаторских способностях.
Кроме того, я много раз бывал в России, и знал, что Санкт-Петербург отлично подходит для проведения Европейского Го-конгресса. Для европейцев здесь довольно низкие цены, хороший сервис, есть что посмотреть в городе. Очень важно было провести ЕГК именно в России, потому что здесь много сильных игроков — Илья Шикшин, Александр Динерштейн, Эльвина Кальсберг и многие другие, кто постоянно участвует в европейских турнирах и помогают нам укреплять связи с Россией.
– Каждый новый Европейский Го-конгресс привносит что-то новое и в организацию, и в традиции. Можете назвать инновации этого ЕГК, которые будут использованы в будущем?
Многие гости оценили наличие автобусов-шаттлов, которые курсируют между аэропортом и отелем. Это высокий уровень сервиса, который хотелось бы использовать в будущем. Однако надо понимать, что это в первую очередь финансовый вопрос, и организовать трансфер из аэропорта нам удалось только благодаря стараниям компании «Полиметалл».
Также мы впервые в истории ЕГК использовали новый формат онлайн-комментариев. Обычно трансляция делается на сервере КГС, когда кто-то сидит и печатает. В этот раз мы сделали параллельную видеотрансляцию: эту технологию мы в первый раз протестировали на турнире в феврале, все прошло удачно, теперь мы используем ее на Го-конгрессе.
И, конечно, принципиально новым было для нас создание специального приложения для мобильных устройств, где оперативно обновляется информация — расписание, новости, жеребьевка, результаты. Хотелось бы использовать этот опыт в будущем.
– В рамках ЕГК состоялся матч с шахматным гроссмейстером Александром Морозевичем и, насколько я понимаю, это тоже был новый опыт для ЕГК. На этом турнире присутствовал чемпион мира по шашкам Александр Георгиев, который сказал, что было бы интересно проводить подобные совместные турниры. Может быть, это тоже станет какой-то традицией?
Да, это действительно был необычный для нас матч, и это то направление, которое я очень поддерживаю. Я не знаю, сможем ли мы организовывать подобного рода турниры. Есть международная организация по интеллектуальным видам спорта, куда входят бридж, Го, шахматы и шашки. И было бы интересно каким-то образом включать и эти виды спорта в программу в качестве дополнительных мероприятий. Но, в конечном итоге, все зависит только от финансовых возможностей. Чтобы организовать такой турнир, необходимы немалые средства – на дополнительные комнаты, на гонорары организаторов и трансляторов. Я бы с удовольствием поддержал проведение совместных матчей в дальнейшем, если мы сможем заручиться поддержкой сильных спонсоров.
– Одной из целей проведения Го-конгресса в Санкт-Петербурге стала популяризация игры в России. Предполагалось, что ЕГК-2016 может и должен стать локомотивом развития Го в нашей стране. Как вы считаете, эта цель будет достигнута? И что еще способствует тому, чтобы люди узнавали про Го, посещали мероприятия конгресса?
У России очень впечатляющая динамика прироста новых игроков, и за этим успехом стоят серьезная работа со стороны руководителей Российской федерации Го и поддержка спонсора. Еще за год до ЕГК проводились масштабные городские мероприятия, направленные на привлечение широких масс — сеанс одновременной игры, участие в фестивалях, детские праздники. Конечно, такие мероприятия отлично «выстреливают», у людей появляется интерес к игре. Сейчас мы видим, что горожане очень интересуются Го-конгрессом, пресса пишет и снимает телесюжеты о нас. Пока что Европа отстает от России в плане роста, но эта ситуация постепенно улучшается, поскольку мы проводим большую работу по привлечению новых партнеров. У нас хорошие связи с Китаем, позволяющие нам регулярно отправлять сильных игроков на стажировку в Пекин.
Очень способствовала узнаваемости и популяризации Го DeepMind, АльфаГо. Дело даже не в том, получим мы эту программу или нет. Знаменитый матч с Ли Седолем стал для нас хорошей рекламой. И теперь, когда мы приходим в какую-нибудь школу, нам не приходится объяснять директору, почему важно преподавать школьникам Го. Они уже все знают — и историю, и научное обоснование пользы игры.
– Недавно состоялась ежегодная конференция Европейской федерации Го. Было бы интересно узнать, какие важные решения были приняты на этом собрании.
Началось с того, что мы проголосовали за то, что теперь исполнительный комитет не будет меняться каждый год. Но главным вопросом повестки, конечно, был ЕГК-2017, который планируется провести в Турции. Перед конференцией мы провели опрос участников ЕГК: раздали перед туром листочки с вопросом: «Хотите ли вы приехать в Турцию на ЕГК 2017?» . И 60% респондентов ответили, что лучше бы поменять место проведения Конгресса.
– По известным причинам...
Да, последние события в Анкаре заметно деморализовали наших людей. Сейчас речь идет о том, что 60% предполагаемых участников просто не приедут на следующий Го-конгресс. На конференции присутствовали участники из двух десятков стран, мы попросили каждого из них озвучить свое личное мнение и описать, как их сограждане реагируют на события в Турции.
– Если не секрет, как Вы голосовали -- «за» или «против» проведения ЕГК-2017 в Турции?
Я голосовал «за». Конечно, я осознаю все риски: дело даже не в том, что могут быть какие-то инциденты, просто сама политическая обстановка плохо действует на людей. Но большинство участников нашей конференции заявили, что они поедут на ЕГК в Турцию и надеются, что игроки из их стран также присоединятся. В итоге мы пришли к выводу, что надо быть готовыми к тому, что участников будет меньше, чем обычно. Если в среднем на Го-конгресс приезжают 700-800 человек, то сейчас будет человек 300. Скорее всего, там будет та же ситуация, что и в России, когда большинство участников — жители страны проведения ЕГК. В Турции всего около трехсот игроков, приедет на Конгресс примерно половина. Остальные — европейские и азиатские игроки.
– Когда будет принято окончательное решение о месте проведения ЕГК-2017? И есть ли альтернативные варианты?
Конгресс будет в Турции, это решено. Другое дело, что пока любое планирование находится в режиме заморозки, особенно планирование бюджета. Основной вопрос сейчас – сможем ли мы запланировать бюджет таким образом, чтобы провести конгресс исходя из предполагаемого количества участников, — как я уже сказал, в связи со всеми событиями их будет существенно меньше.
Хочу добавить, что на этой конференции мы также определили локацию ЕГК-2019 — он будет проходить в Бельгии, в центре Брюсселя. Уже сейчас мы рассматриваем два варианта размещения. На проведение ЕГК-2019 претендовала также Украина — за них был подан 21 голос против 26 в пользу Бельгии. Но вместе с тем Украина выиграла право на проведение сразу двух наших крупных турниров — в 2017 году будет женский чемпионат в Одессе, в 2018 году будет юношеский чемпионат в Киеве.
– У меня следующий вопрос. Еще несколько лет назад страны, которые хотели бы принять у себя Конгресс, расписывались на четыре года вперед. Сейчас же вопросы с местом проведения решаются с перспективой максимум на 2-3 года. С чем это связано? Неужели сейчас меньше желающих провести у себя ЕГК?
Да, складывается ощущение, что наметилась определенная тенденция: меньше стран хотят проводить Го-конгресс. Отчасти это связано с финансовым вопросом. Отчасти — с организационными вопросами. Организовать такое мероприятие на должном уровне весьма непросто, для этого требуется большой опыт и профессионализм. В основном, провести ЕГК могут себе позволить страны, которые уже делали это.
Вероятно все идет к тому, что сформируется определенный костяк из нескольких стран, которые будут проводить Конгрессы. Это Россия Германия, Франция, Голландия, Чехия, возможно Румыния, может быть Италия. То есть ситуация сейчас такова, что мы подходим к представителям Германии и говорим: «Давайте проведём Конгресс». Они все говорят: «Да, конечно, давайте организуем!». А если мы обращаемся к Испании и говорим «Давайте сделаем Конгресс», они отвечают «Мы согласны, только у нас организаторов нет». Например, Англия последний Го-конгресс организовала в 1993 году. Несмотря на то, что там есть 500 игроков, заявок на проведение от них не поступает. Очевидно, некому этим заниматься.
– Насколько я понимаю, финансовый вопрос первостепенный. И, может быть, стоит стимулировать страны, в которых активно развивается игра Го, заниматься каким-то фондрайзингом, поиском спонсоров? Допустим, какая-нибудь немецкая компания окажет спонсорскую помощь в проведении Го-конгресса за пределами Германии.
Да, финансовая сторона очень важна, и у нас появляется возможности для привлечения новых спонсоров. Но в первую очередь нам нужны инициативные талантливые люди, которые готовы взять на себя все заботы по организации Конгресса, отказавшись при этом от участия в нем. Сейчас на ЕГК-2016 работает порядка ста человек, большинство из них — сильные игроки в Го. И они приняли для себя непростое решение не участвовать в турнирах, хотя им этого очень хотелось. Именно поэтому я совершенно не удивлюсь, если Россия не будет ждать ещё 13 лет до следующего Конгресса, а, скажем, лет через восемь проведёт ещё один Го-конгресс.
Текст: Екатерина Евченко.
Перевод: Вадим Ефименко, Дарья Кошкина.