Путешествие из Чайковского в Екатеринбург... через Питер. Часть 1, ЕГК-2016. Будни
Продолжение. Начало см. в материале от 12 сентября.
Итак, запустили первый тур, хотя и не без проблем. Последняя накладка – трое китайцев все же просочились как-то через ошибочный скрипт и оказались «двойниками» в жеребьевке (помните, что два десятка китайцев забивались руками глубокой ночью? – Кое-кого все же повторно ввели в стартовый список). В итоге пришлось поработать судьям в нижнем зале – разбили три пары с двойниками и свели оставшихся без пар с новыми партнерами. Помогли «джокеры» – запасные игроки, не планировавшие выступать, но готовые выручить и сыграть партию при отсутствии соперников у кого-то из участников. Обычно эту роль исполнял кто-то из судей, технического персонала или волонтеров. Конечно же оставшихся без соперников игроков в таких случаях спрашивали: «Вы согласны получить плюс без игры или хотите играть?». Как правило, предпочитали второй вариант – люди приехали издалека, заплатили деньги за участие и не хотели оставаться «вне игры». Кстати, трижды за две недели и мне пришлось сыграть в роли джокера.
Да, джокеры – хороший народ. Этот метод изобретен «не знамо кем и где», но я неоднократно применял его уже давно в небольших турнирах для выравнивания состава участников по четности. И двойники в стартовом туре – первый серьезный стресс для судей. Я потом полдня отходил… Ну а далее джокеры ещё не раз выручали нас, особенно в последних турах второй недели, когда народ совсем расслабился и неявки стали весьма обыденным делом. Иногда список перестыковок, скрупулезно составлявшийся в каждом туре старшим судьей нижнего зала Эльвиной Кальсберг (за что ей особое спасибо), включал пару десятков партий.
В первый же день нам предстояло запустить ещё один крупный турнир – Rapid. С учетом полученного утреннего опыта там все прошло более гладко. Далее нужно было как можно быстрее обработать результаты первого тура основного турнира и опубликовать таблицу для специального мобильного приложения (одна из «фишек» нашего Конгресса). Так начались будни ЕГК-2016 для судей – работа по 15-16 часов в день, сон иногда всего по 3-4 часа, а то и меньше, разбор «завалов» с результатами… Например, собрали протоколы партий, а двух или трех нет. Куда они делись? Начинается целое расследование, со звонками и расспросами, поиском партнеров и очевидцев. Однажды нашли бумажку под двойным дном одной из коробок (два картонных «кубика» для сбора результатов стояли прямо в основном зале), в другой раз – под игровым столом при уборке зала. А однажды принесли откуда-то протокол только утром перед самой жеребьевкой очередного тура – весь изжеванный, в каких-то пятнах от высохшей жидкости, как будто его постирали вместе с брюками…
Для полноты картины о буднях ЕГК приведу выдержки из отчета главной судейской коллегии. Далее цитаты специально не выделяю (только курсивом), просто копирую прямо по тексту отчета.
15. Общая характеристика дисциплины участников
В целом дисциплина участников ЕГК была на высоком уровне. Отдельные опоздания и пропуски туров не создавали критических ситуаций, протестов в Апелляционный комитет по судейству не было. Были отдельные спорные ситуации в партиях, оперативно разрешавшиеся судьями в рабочем порядке.
16. Общая оценка состояния и оснащения служебных помещений
На конгрессе использовались два основных игровых помещения вместимостью до 150 (верхний зал из двух смежных комнат на 18-м этаже) и до 600 человек (нижний конференц-зал на 2-м этаже отеля), а также ряд вспомогательных помещений и галерея конференц-зала, где проводились сеансы, мастер-классы и другие дополнительные мероприятия. Помещение для главной судейской коллегии площадью около 40 м2 размещалось в непосредственной близости от основного нижнего зала и комнаты регистрации, рядом с ифногруппой (холл второго этажа) и обшей комнатой оргкомитета. Все помещения были хорошо освещаемыми и проветриваемыми, просторными и удовлетворяли всем требованиям для проведения массовых мероприятий по виду спорта «Го».
17. Информационное обеспечение соревнований
Мероприятие широко освещалось в СМИ, в том числе электронных. Регулярно публиковались репортажи на сайте РФГ, вся подробная информация по ЕГК (расписание, размещение, регистрация, таблицы и пр.) публиковалась также на сайте ЕГК. Для оперативного освещения событий Конгресса в отеле использовались специальные электронные табло, позволявшие проводить прямые видеотрансляции разборов партий. На Конгрессе работали представители телевидения, сюжеты о Конгрессе проходили по местному каналу Life78 и другим. Ряд мероприятий по популяризации игры Го и рекламе Конгресса были проведены на открытых площадках Санкт-Петербурга задолго до открытия, а также во время проведения Конгресса. На открытой площадке перед отелем была сооружена огромная доска Го с камнями полуметрового диаметра, где все желающие могли ознакомиться с правилами и потренироваться.
Для удобства участников организаторами было разработано специальное мобильное приложение, позволявшее оперативно узнать результаты завершившихся и протоколы жеребьевок предстоящих туров. Судейская коллегия и другие подразделения были обеспечены оргтехникой и специально приобретенными для ЕГК ноутбуками. Церемонии открытия и закрытия всего Конгресса и его этапов были обеспечены необходимой информационной поддержкой, включая рекламные видеоролики о Конгрессе, выставки игрового оборудования и материалов по истории игры Го, стенды, баннеры и другие информационные фото- и видеоматериалы.
Все протоколы туров, жеребьевки, промежуточные и итоговые результаты в виде таблиц оперативно вывешивались для обозрения в удобных местах вблизи от игровых залов и внутри них на специальных стендах. Вся текущая информация по ЕГК в электронном виде дублировалась на страницах сайтов РФГ и ЕГК.
18. Обеспечение работы средств массовой информации
Для обеспечения условий для работы СМИ на Конгрессе был оборудован просторный пресс-центр рядом с другими служебными помещениями Конгресса. Все работники СМИ имели свободный доступ в игровые залы для фото- и видеосъемки.
19. Количество зрителей - не менее 13000 чел.
20. Общая оценка качества проведения соревнований
Впервые в истории европейских Го-конгрессов расписание туров соблюдалось судьями неукоснительно, что было особо отмечено (в том числе иностранными) участниками и наблюдателями. Единственный перенос начала второго и третьего туров на полчаса в первый день проведения Weekend-турнира был вызван непрогнозируемой задержкой окончания некоторых партий первого тура, в которых участники вели упорную борьбу за победу на бёёми (дополнительное время на обдумывание ходов в партии) до самого последнего очка.
Судейская коллегия обеспечивала высокую объективность в своей работе, ни один участник не был оставлен без внимания и поддержки, нередки были случаи обращения к судьям по такому казусу, как «отсутствие игрока в жеребьевке». На самом же деле обычно выяснялось, что игроку просто трудно разыскать свою фамилию в объемных списках и судьи реально помогали оперативно «найти себя» таким участникам. Всем игрокам по возможности судьи в игровых залах обеспечивали партнеров при неявках соперников. Часто в этих целях использовались так называемые джокеры – запасные игроки подходящего уровня мастерства.
Незначительные нарушения правил соревнований, зафиксированные судьями, не носили систематического характера (за две недели всего три вызова зам. главного судьи в нижний игровой зал для разрешения спорных ситуаций по правилам совершения ходов) и оперативно разбирались судьями без существенных задержек игры в соответствующих партиях. В целом судейская бригада и коллективы всех других служб ЕГК работали как единая слаженная команда, без конфликтов и недоразумений, в доброжелательной атмосфере сотрудничества.
21. Медицинское обеспечение соревнований
На Конгрессе был обеспечен оперативный медицинский контроль за состоянием здоровья участников и гостей, а также помощь в экстренных ситуациях. Аптечка хранилась в инфогруппе в непосредственной близости от игровых и служебных помещений Конгресса. Зафиксирован только один случай существенной травмы, полученной участником из Сербии вне игровой зоны Конгресса на почве бытового конфликта в одном из баров Санкт-Петербурга (пострадавшему была оказана экстренная медицинская помощь службой скорой помощи города).
22. Общая оценка качества размещения, питания, транспортного обслуживания и пр.
Размещение большинства участников и гостей обеспечивалось в комфортных одно- и двухместных номерах отеля (корпуса «Альфа» и «Фонтанка»). Питание обеспечивалось на завтрак и обед в виде шведского стола в ресторане отеля по специальным ценам со скидкой. В отеле работали также несколько баров и кафе.
Для гостей города в дни заезда и отъезда на ЕГК были предоставлены автобусы-шаттлы, курсировавшие по маршруту «отель - аэропорт», что является вообще беспрецедентной бесплатной услугой, впервые обеспеченной организаторами ЕГК. Для всех желающих были организованы экскурсии, лекции, сеансы, мастер-классы и т.п. Был организован также ряд спортивных мероприятий (матчи и турниры по волейболу, футболу, баскетболу, настольному теннису). Любой участник или гость мог совершенно бесплатно распечатать или послать себе на почту понравившиеся фотографии с ЕГК, публиковавшиеся на специальном интерактивном стенде.
23. Общая оценка соблюдения мер по обеспечению безопасности при проведении соревнования
Меры по безопасности были необходимыми и достаточными, что подтверждается отсутствием вообще каких-либо зафиксированных конфликтов и других инцидентов с участием игроков, гостей и персонала ЕГК. Для теряющих свои вещи на мероприятиях Конгресса была оборудована специальная «камера найденных вещей» (Lost and found).
24. Общие замечания по подготовке и проведению соревнования:
Несмотря на беспрецедентный успех организаторов, достигнутый в проведении ЕГК и отмеченный, в частности, в расширенном интервью президента ЕГФ Мартина Стяссны, были и определенные недостатки, недоработки. Анализ и учет их для будущих организаторов масштабных мероприятий по Го очень важен – это бесценный опыт, который трудно приобрести в других соревнованиях.
Предварительный этап. Недостатком данного этапа можно считать отсутствие каких-либо семинаров и тренировок для судей. Многие из прибывших на ЕГК участвовать в судействе имели мало опыта в проведении столь массовых мероприятий, у некоторых судей отсутствовал опыт работы с программным обеспечением, выбранным для проведения основных турниров (программа macmahon Герлаха).
Регистрация участников. В основном служба регистрации справилась со своими задачами, но самым слабым местом в цепочке «участник – служба регистрации – судьи» оказалось ПО, предназначенное для формирования стартовых списков участников главных турниров ЕГК. В какой-то мере на нестыковки и накладки, происходившие из-за недоработок в ПО, повлияла слабая проработка форм регистрации и дроп-форм, по которым судьи заносили информацию (вручную) об игроках, в том числе и об их участии в тех или иных турнирах и турах, в анкеты участников внутри судейской программы. К слову, сама программа macmahon неудобна для работы в таких жестких условиях по количеству участников как раз из-за отсутствия ее привязки к европейской сетевой БД по игрокам (ЕГД). Так, для занесения европейского рейтинга в таблицы судьям пришлось специально обратиться в службу регистрации с просьбой онлайн искать игроков в ЕГД и сверять их данные (включая возможные ошибки в написании имен и фамилий, в их порядке). Графа «рейтинг ЕГФ» (как и графы «дата» и «исполнитель») вообще отсутствовала в бумажной форме регистрации, где не было также полей для заявок на участие игроков в отдельных турах Рапида.
ПО, предназначенное для передачи данных из БД регистрации в судейскую программу, было недостаточно протестировано, что привело к сбоям и трудностям при формировании стартовых списков при запуске первого тура основного турнира, а потом и уикенда. В результате судьи, с помощью супервайзера ЕГФ Мани Марц и ее помощника Михаила Паланта (спасибо им огромное) до глубокой ночи (и даже до рассвета) исправляли ошибки передачи данных. В конце концов судьи справились и туры запускались вовремя. Но что пришлось пережить судейской бригаде, когда выяснилось уже за полночь, что в стартовом списке в программе Герлаха не хватает нескольких десятков зарегистрированных на ЕГК по всем правилам игроков! На будущее видится целесообразным создавать единое ПО, совмещающее и БД регистрации, и БД ЕГФ по игрокам, и стартовые списки для судейской программы.
Условия работы судей. Помещение для судейской коллегии вполне устраивало судей с точки зрения размеров и местоположения. Однако в том же помещении размещались вещи и инвентарь других служб ЕГК, что приводило к постоянному отвлечению судей от работы, так как разные люди, не имеющие отношения к судейству, то и дело входили в помещение, что-то перетаскивали, брали и уносили. Короче, судейская иногда превращалась в проходной двор, и это большой минус в организации ЕГК. Судей необходимо полностью ограждать от мешающих работе факторов. «Хромало» также обеспечение оргтехники (принтеров) сменными катриджами и запасом офисной бумаги, часто не хватало скотча или маркеров.
Расписание мероприятий. Надо отметить, что некоторые турниры, из-за очень плотного графика всего ЕГК, пересекались по времени, из-за чего участники нередко ставились перед очень непростым выбором, где играть (например, в Рапиде или Детском турнире). Стремление достичь рекордных показателей по числу мероприятий на таких конгрессах вероятно не всегда оправдано.
Продолжение следует...
Фото Михаила Крылова.